Следовательно, карантин растений, прежде всего, включает систему государственных мероприятий, которая представлена фитосанитарными мерами и мерами борьбы с вредными организмами. Для успешной реализации этих мероприятий необходимо основательное исследование карантинных объектов: систематического положения, географического распространения, вредоносности, морфологической характеристики, биологических особенностей, путей и динамики распространения, выявления и идентификации.
Защита растительных богатств России от завоза карантинных и иных вредных объектов осуществляется через службу пограничного карантинного фитосанитарного контроля. Для предупреждения ввоза из других стран карантинных организмов во взаимодействии с другими государственными контрольными органами (пограничными, таможенными и другими) в пунктах пропуска через Государственную границу России осуществляют свою деятельность пограничные пункты России по карантину растений, в которых проводят первичный карантинный досмотр ввозимой подкарантинной продукции. Жесткий карантинный контроль также проводится за продукцией, ввозимой по договорам со странами-импортерами также на предмет подкарантинных и других опасных организмов.
Внутри России действует система четко отлаженных мероприятий, направленных на предотвращение распространения карантинных объектов, своевременное их выявление, локализацию и ликвидацию очагов.
Николай Иванович Вавилов в работе «Биогеографические основы селекции» в 30-е годы прошлого столетия писал: «Развертывание широкой интродукции новых растений и сортов должно идти одновременно с созданием карантина растений. Организация карантинной инспекции составляет непременную составную часть интродукции растений... Ввоз растений из-за границы должен быть централизован и строго контролируем». С тех пор прошло более 70 лет, на протяжении которых направления и характер карантинной службы были стабильно высокими за исключением последнего десятилетия. К ним еще добавился карантинный контроль массовых импортных поставок продовольственных грузов и другой продукции растительного происхождения, изменилась география (около 100 стран мира) и организационное построение карантинной службы, а кроме того и распределение пограничных пунктов ввоза.
Исследования ученых-экологов показали, что распространение организмов по различным географическим зонам земного шара или в пределах одной зоны обусловлено, прежде всего, климатическими условиями, а также результатами хозяйственной деятельности человека. Геологические преобразования земного шара, многовековая эволюция флоры и фауны ограничили распространение биологических видов определенными регионами, хотя они могли бы успешно существовать и в других условиях планеты. Примеры с колорадским жуком в Европе, непарным шелкопрядом в Северной Америке, опунцией в Австралии свидетельствуют в пользу этого положения. Как правило, случайные заносы отдельных видов вредных организмов в другие географические регионы заканчиваются гибелью особей. Однако если виды встречают благоприятные условия, то размножаются в катастрофических масштабах.
Проведение анализа заноса и распространения вредных организмов на территорию России показывает, что наиболее часто приживались виды с высокой экологической пластичностью, например, колорадский жук, имеющий в своем жизненном цикле несколько категорий покоя различной длительности, обеспечивающих выживание вида в неблагоприятных условиях; и те, которые постоянно связаны в жизненном цикле с растением, например, кокциды, вредители запасов. В этом отношении широко известны примеры заноса калифорнийской щитовки с посадочным материалом, капрового жука, четырехпятнистой зерновки и других вредителей с продуктами запасов.
Государственные карантинные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, планируются и осуществляются на основе действующих нормативных документов, в перечень которых входят:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1992 г №268 «Положение о государственной службе по карантину растений в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г №1143 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Государственной службе в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г №473 «О государственной границе Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г №60 «Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
- «Правила по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков». Утверждены заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 25 февраля 1998 г;
- Перечень вредителей, болезней растений и сорняков, имеющих карантинное значение для территории Российской Федерации, утвержденный 19 ноября 1998 г;
- Международная конвенция по защите растений, которая вступила в силу в новой редакции с апреля 1992 г;
- Протокол 7-ой Конференции по карантину растений государств-участников СНГ и государств Балтики от 23-27 ноября 1998 г;
- Международные соглашения о сотрудничестве в области карантина и защиты растений между Правительством Российской Федерации и правительствами: Монголии от 11 ноября 1993 г, Словацкой Республики от 30 ноября 1993 г, Республики Польша от 5 мая 1994 г, Чешской Республики от 13 июня 1994 г, Туркменистана от 18 мая 1995 г, Республики Болгарии от 19 мая 1995 г, Китайской Народной Республики от 12 октября 1995 г, США от 23 октября 1995 г, Королевства Испании от 21 февраля 1996 г, Украины от 27 августа 1996 г, Республики Югославии от 31 октября 1996 г, Республики Индии от 25 марта 1997 г, Румынии от 3 марта 1997 г, Республики Куба от 6 июня 1997 г, Корейской Народно-Демократической Республики от 14 октября 1997 г, Республики Молдова от 17 марта 1998 г, Аргентинской Республики от 26 июня 1998 г, Французской Республики от 14 сентября 1998 г.
Ответственность за охрану территорий Российской Федерации от заноса и распространения карантинных организмов возложена на государственную карантинную службу. Она создана в России в 1931 г и в ее функции входит досмотр и экспертиза подкарантинной растительной продукции, в том числе и лесоматериалов, организация мероприятий по локализации и ликвидации возникающих очагов карантинных вредителей, болезней растений и сорняков.
В Российской Федерации на 19 ноября 1998 г зарегистрировано 22 карантинных объекта, в том числе 8 вредителей, 6 возбудителей болезней растений и 8 сорных растений. В 1994 г впервые в России отмечен очаг средиземноморской плодовой мухи в персиковых насаждениях Краснодарского края. По-видимому, это связано с массовым завозом цитрусовых из стран, слабо изученных в карантинном отношении. Весной 1995 г приняты все меры по локализации и ликвидации выявленного очага.
В Европе в 1993-1994 гг. отмечены сильные повреждения кукурузы жуком Diabrotica virgifera, который ранее встречался только в Северной Америке. Было повреждено около 100 тысяч гектаров посевов в Сербии. Большинство фермеров, которые посеяли кукурузу второй раз в зоне очагов, потеряли до 80% урожая. Собранный урожай зерна не покрыл затрат на возделывание этой культуры. Возможно появление жука Diabrotica virgifera в ближайшие годы в ряде стран кукурузного пояса Европы. Жуки в течение года могут распространяться на удаление до 300 км от первоначального очага заражения. Локализация и ликвидация очагов новых карантинных объектов обходится очень дорого. Так, на ликвидацию очагов капрового жука было израсходовано 1,4 млрд. руб. в ценах 1997 г.
Сложившаяся ситуация требует серьезных научных и организационных решений по охране растительных ресурсов Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных карантинных вредных организмов. В связи с этим значение карантина растений чрезвычайно высоко.
Таким образом, если сделать краткое резюме по значению карантина растений, то следует констатировать:
- система карантинных мероприятий и мер борьбы с вредными организмами способствует снижению потерь продукции от их отрицательного воздействия и тем самым повышает продуктивность растений;
- она также обеспечивает высокое качество ввозимой и покупаемой продукции, что исключает целый ряд отрицательных последствий;
- ввиду высокой чистоты и качества сельскохозяйственной продукции исключается риск отрицательного ее влияния на людей и животных;
- строгое соблюдение всех карантинных мероприятий и мер борьбы с вредными организмами оказывает положительное воздействие на экологию, снимая негативные явления в агрофитобиоценозах;
- меры по карантину растений положительно влияют на экономическое положение в отрасли растениеводства и сельском хозяйстве в целом.