ЦДП как структурное подразделение академии был создан в 1994 г. для координации всех работ по привлечению абитуриентов, их профориентации, подготовке к вступительным экзаменам и приему студентов на первый курс. Центр проводит активную просветительскую работу и пропаганду научных знаний, способствует повышению общеобразовательного и культурного уровня старшеклассников, развитию системы дополнительного образования, созданию учебных и учебно-методических пособий для старшеклассников и абитуриентов.
В состав Центра входят: вечерние и заочные платные подготовительные курсы с продолжительностью обучения от 3 недель до 2 лет; открытая заочная школа; профильные школы, колледжи и техникумы; группа по профориентационной и рекламно-агитационной работе.
Большую работу в Центре проводят руководитель Р.Р. Усманов, зав. подготовительными курсами Л.С. Золотарева методисты Т.В. Пауль, Л.Ю. Демина. Постоянно действующая группа по профориентации и агитации в составе: В.П Мухин – ведущий научный сотрудник (факультет почвоведения, агрохимии и экологии), С.М. Авдеев – ассистент, О.Е. Ефимов – старший преподаватель (агрономический факультет), М.А. Бурякова – доцент, В.И. Остроухова – старший преподаватель (зооинженерный факультет), Л.Э. Гунар – доцент (технологический факультет), В.А. Крючкова (факультет садоводства и овощеводства) – занимается агитацией и дополнительным привлечением абитуриентов в академию путем установления контактов и личных встреч с учащимися школ, гимназий, училищ, техникумов и колледжей, участия в работе выставок, олимпиад, ярмарок учебных вакансий, центров занятости населения.
Особое внимание в профориентационной деятельности Центра уделяется информационно-рекламной работе. Общая информация об академии (университете), факультетах и специальностях размещается во всех справочниках для абитуриентов, в специализированных рекламных проектах, в средствах массовой информации, на образовательных выставках. Дважды в год академия проводит "День открытых дверей".
Налажены тесные связи с органами управления сельским хозяйством и образованием Московской, Липецкой, Владимирской, Тульской и других областей по целевой контрактной подготовке.
Подготовительные курсы различаютсясроками, продолжительностью, формами и учебными планами занятий и осуществляют подготовку абитуриентов к поступлению на все формы обучения дневного отделения всех факультетов МСХА по дисциплинам, выносимым на вступительные испытания.
Работают следующие постоянно действующие очные курсы: двухгодичные – с 1 октября; семимесячные – с 1 октября; трехмесячные – с 1 февраля; восьминедельные – с 20 мая; трехнедельные – с 21 июня.
Группы для обучения на курсах формируются за месяц до начала занятий, наполняемость групп –20-25 чел. Занятия на семи-, трехмесячных и двухгодичных курсах проводятся по будням с 1700 час. (вечерние группы) или с 930 час. по субботам и воскресеньям (группы выходного дня).
Краткосрочные 8- и 3-недельные (дневные) подготовительные курсы занимаются по будним дням с 900 до 1600 часов пять раз в неделю, 8-недельные (вечерние) подготовительные курсы – с 1700 до 2000.
Ежегодно на подготовительных курсах разных видов обучается свыше 1200-1300 чел.
Обучение слушателей проводится по биологии, математике, химии, русскому языку и литературе по программам вступительных испытаний для поступающих в высшие учебные заведения с использованием учебно-методической литературы, подготовленной преподавателями курсов. В среднем 60-70% слушателей курсов становятся студентами Тимирязевки.
Занятия на курсах проводят свыше 70 преподавателей, из них более 75% – штатные работники академии, в том числе 8 профессоров, 25 доцентов и 12 старших преподавателей.
Заочные подготовительные курсы проводят подготовку иногородних учащихся, в т.ч. жителей ближайшего зарубежья. Основная форма обучения на заочных курсах – самостоятельная работа слушателей и выполнение контрольных заданий по биологии, разбор типовых примеров, задач и упражнений по математике и химии, рекомендации по изучению русской классической и современной литературы. Учащимся высылается учебно-методическая литература и контрольные задания по предметам вступительных экзаменов соответствующего факультета.
При подготовке на курсах учитываются особенности вступительных экзаменов в РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева и проводится анализ ошибок, допущенных абитуриентами на вступительных экзаменах.
Учебно-методическая работа в ЦДП направлена на обеспечение методическими пособиями и учебными программами обучающихся по всем формам довузовской подготовки либо самостоятельно готовящихся к поступлению выпускников. Преподавателями ЦДП для слушателей очно-заочных курсов и абитуриентов разработаны учебные и учебно-методические пособия, которые пользуются особым спросом не только у поступающих в наш университет, но и в другие вузы. За эти годы издано свыше 30 учебно-методических и справочных пособий, в том числе крупные: Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. Биология. Справочник для старшекласников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 816 с; Г.Д. Клинский, Л.Л. Дмитревский, В.Д. Скопинцев. Химия.. Пособие для абитуриентов. Ч. 1,2,3. М.: Изд-во МСХА. 2000; Г.П. Туюкина. Русский язык. Изложение с элементами сочинения. Пособие для абитуриентов. М.: Изд-во МСХА. 2001.
Профильные учебные заведения. Осуществляя концепцию непрерывного образования, университет в системе довузовской подготовки активно сотрудничает с учебными заведениями с целью начальной профориентации, осознанного выбора специальности и подготовки выпускников общеобразовательных школ для поступления в вуз. В профильных школах, гимназиях, лицеях и колледжах осуществляется углубленное изучение предметов, необходимых для поступления в академию, профессиональная ориентация, а также освоение программ, сочетающих в себе экономические, гуманитарные и сельскохозяйственные знания.
Разные формы довузовской подготовки используются в 47 профильных учебных заведениях, в том числе в 17 московских школах, лицеях и колледжах, 25 – в Московской области, по одному – в Тульской, Архангельской, Белгородской областях, Ставропольском крае и Мордовии.
Педагогический процесс в системе довузовской подготовки представляет собой сложную, многоплановую и целенаправленную совместную деятельность педагогов профильных учебных заведений, а также преподавателей и научных сотрудников университета. Занятия проводятся как по типовым, так и по авторским программам. Кроме основных базовых предметов учащиеся изучают следующие дисциплины: овощеводство, картофелеводство, цветоводство и фитодизайн, основы агрономии, основы агрохимии, лекарственные растения, защита растений от болезней и вредителей, основы плодоводства, пчеловодство, основы животноводства, менеджмент, вычислительная техника.
Работа в профильных учебных заведениях проводится в следующих направлениях:
– профильные школы обеспечивают отбор молодежи, проявившей склонности к изучению дисциплин естественного цикла и комплектуют профильные классы, ориентируя учащихся на поступление в академию;
– обучение абитуриентов ведется по индивидуальной программе с включением методических разработок РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева;
– ЦДП направляет преподавателей для ведения спецкурсов, проведения промежуточной итоговой аттестации и оказания помощи в проведении занятий по отдельным предметам;
– в процессе подготовки учащиеся знакомятся с историей Тимирязевки, с ее организационной структурой, особенностями обучения на факультетах, встречаются с деканами и преподавателями;
– преподаватели академии читают учащимся профильных классов проблемные лекции и проводят занятия по отдельным темам ("Фотосинтез", "Экологические проблемы человечества" и др.);
– наибольшей популярностью пользуются экскурсии в музеи: почвоведения, коневодства, зоологический, а также – в дендросад и ботанический сад, конно-спортивный манеж, птичник, Лесную опытную дачу;
– на кафедрах экологии, биотехнологии, радиологии, микробиологии, экономической кибернетики и др. учащиеся знакомятся с новыми научными разработками, приборами и оборудованием;
– привлечение учащихся профильных классов к научно-исследовательской работе, участию в научных кружках и выступлению с докладами на студенческих научных конференциях (фермерская школа № 1906).
Занятия в профильных классах проводят профессора Н.Н. Новиков, Ю.Б. Захваткин, В.А. Черников, Ю.Н. Шумаков, С.Я. Попов, Н.Ф. Хохлов, доценты: Л.П. Табакова, В.Н. Карпузова, Л.Э. Гунар, ведущий научный сотрудник В.П. Мухин и др.
Проводимый регулярно ЦДП мониторинг разных групп студентов показывает, что в большинстве случаев успеваемость поступивших из профильных классов выше, чем из массовых школ. Средний балл, полученный выпускниками профильных учреждений, превышает средний балл по факультетам на 0,1-0,2.
Самые лучшие показатели на протяжении последних лет у студентов – выпускников следующих профильных школ: № 10 (г. Егорьевск), № 1906 (Бутово), № 39 (г. Москва), № 1740 (г. Зеленоград) и Красногорской школы № 1.
Открытая заочная школа (ОЗШ) создана для реализации дополнительных образовательных программ среднего (полного) общего образования, подготовки к сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз. Слушателями могут быть граждане России и ближнего зарубежья, имеющие основное общее образование (учащиеся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, учащиеся последнего курса начальных профессиональных и среднеспециальных учебных заведений), лица, имеющие среднее (полное), начальное профессиональное и среднеспециальное образование. Продолжительность обучения 1-2 года. Занятия проводятся по следующим предметам: биология, математика, химия и русский язык. Подготовка осуществляется учащимися самостоятельно, с использованием рекомендаций и учебно-методической литературы.
ОЗШ организуется на компенсационной основе, оплата обучения осуществляется в размере, установленном в договоре. Запись производится с 1 по 30 сентября, занятия начинаются с 1 октября. При равенстве конкурсных баллов слушатели ОЗШ имеют право преимущественного зачисления в академию.
Для развития у учащихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, для выявления одаренной и талантливой молодежи проводятся научно-технические конференции, для участия в которых приглашаются учащиеся 10-11 классов, выпускники общеобразовательных средних школ, лицеев, гимназий, колледжей и среднеспециальных учебных заведений с интересными и оригинальными проектами.
Для привлечения в академию талантливой молодежи, проявляющей интерес к исследовательской работе, в 2005 г. была проведена научно-технической конференция для учащихся «Открытый мир. Старт в науку» по направлениям: биология, химия, экология, математика, информатика, экономика; в ней приняло участие более 60 чел. После заочного тура было отобрано 42 работы, и авторы – победители конкурсных работ – выступили с докладами на пяти секциях перед авторитетными жюри, возглавляемыми деканами факультетов. Семь победителей научно-технической конференции по решению ученого совета университета были рекомендованы к зачислению без сдачи вступительных испытаний.