РГАУ-МСХА уже на первых этапах своего существования давала студентам основательную подготовку, не уступающую лучшим европейским университетам. В педагогической деятельности проявилась собственная система подготовки, которая заключалась в сочетании лекционной формы преподавания с организацией семинаров-собеседований, вовлекавших студентов в самостоятельную учебную, научную и практическую работу. Поэтому много студентов РГАУ-МСХА работали профессорами и преподавателями в учебных заведениях, вели научные исследования, находились в долгосрочных командировках.
В начале 1872 г. министерство ввело новые правила, изменившие ряд статей первого Устава. Курс обучения отныне становился четырехлетним, вводились вступительные экзамены, а студентом академии (ныне – РГАУ-МСХА) мог стать лишь выпускник гимназии или реального училища. Наступил второй период в жизни академии – период расцвета науки, связанный во многом с приходом выдающихся ученых. Состав лекторов был блестящим. В академии МСХА укреплялись опытные учреждения. Ферма славилась высокими удоями молока, на опытных полях получали хорошие урожаи зерновых, была открыта метеорологическая обсерватория, построен сельскохозяйственный музей.
В 1889 г. утверждается Положение о Петровской сельскохозяйственной академии (лесное отделение было закрыто), в 1890 г. новый устав сходный в основном с университетским. По нему академия (ныне – РГАУ-МСХА) должна была “готовить научно и практически образованных деятелей по сельскому хозяйству”. Устав ужесточил надзор за студентами РГАУ-МСХА. В этот период усилилось проникновение идей марксизма в Петровку, и судьба ее была предрешена – последовало негласное распоряжение о закрытии академии. Прием прекратили, но нужно было выпустить студентов РГАУ-МСХА всех оставшихся курсов.
В России было создано Министерство земледелия во главе с известным специалистом А.С. Ермоловым. Первым его шагом стала попытка спасти лучшее в стране агрономическое учебное заведение. Нельзя же не использовать по назначению здания, стоившие таких затрат, лаборатории, библиотеку, опытное поле и ферму. Он предложил не восстанавливать Петровскую академию, а создать на ее месте совсем другое учебное заведение. Предложение было принято, однако правительство внесло значительные коррективы в план А.С. Ермолова. Открытый 6 июня 1894 г. Московский сельскохозяйственный институт (ныне – РГАУ-МСХА) становится школой для детей крупных землевладельцев, и прием в него усложняется.
Институт фактически превращается в закрытое дворянское учебное заведение (студенты жили только в общежитии) утверждается четырехлетний курс обучения. Улучшается организация учебного процесса, вводится курсовая система обучения для наблюдения за учебной частью вводится должность декана. Количество студентов Тимирязевки ограничивается до 300 чел.
В начале XX в. в академии стали зарождаться общественные студенческие организации, научные кружки. Большим влиянием среди студентов пользовался совет старост. Изменения не заставили себя долго ждать.
В Петровско-Разумовском воцарилась непривычно бодрая, оптимистическая и творческая атмосфера. Общие задачи, идеалы и цели сблизили преподавателей и передовую молодежь. Эти годы А.Ф. Фортунатов считал "лучшим периодом в жизни Петровско-Разумовской школы". Он не был одинок в такой оценке. Профессор А.Г. Дояренко отмечал близость студентов РГАУ-МСХА к своим наставникам: "Большинство студентов были лично знакомы со многими профессорами и преподавателями. Кроме того, многочисленная молодежь профессорских семей дружила со студентами, и очень часто у профессоров устраивались вечера... Таким образом, все население Петровско-Разумовского представляло дружную семью". Очень похоже описывал обстановку тех лет Н.И.Вавилов: "Это была пора, когда в академии было 300 студентов, знавших друг друга, когда вся академия от профессоров до студентов была большой дружной семьей. То была пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу. Студент ловил идеи у профессуры и сам быстро превращался в исследователя".
Климент Аркадьевич Тимирязев работал в Петровской академии более 20 лет, и это были, по его словам, счастливейшие годы его жизни. В них соединилось все: молодость, огромный плодотворный труд и личное счастье.
С самого начала преподавательской работы Тимирязев завоевал любовь и уважение студентов интересными, живыми лекциями, своей принципиальностью и тем, что его волновали те же общественные вопросы, которыми "болела" молодежь. Лекции Тимирязева оканчивались "стоном и ревом восторга слушателей", как писали и отмечали современники.
Характерной особенностью подготовки многих выдающихся студентов Московского университета (ныне – РГАУ-МСХА) и Петровской академии была длительная (в среднем два года) стажировка за границей, как правило, в нескольких странах. Так, К.А. Тимирязев прошел подготовку в лабораториях крупных западноевропейских физиков, химиков, физиологов, ботаников.
Характерно, что к выступлениям даже перед самой высокой научной аудиторией Климент Аркадьевич так тщательно и ответственно не готовился, как к своим публичным чтениям. Тимирязев первый, как тогда говорили, "сошел с кафедры", т.е. непосредственно общался со студентами, вводил демонстрацию опытов на лекциях.
А М.К. Турский работал в Лесной даче академии с 5 часов утра до 8–10 вечера, заражая своим трудолюбием студентов РГАУ-МСХА. Он очень деликатно относился к студентам, щадил их юношеское самолюбие.
Труд Н.Н. Худякова "Сельскохозяйственная микробиология", изданный в 1926 г., оказал большое влияние на развитие этой науки в нашей стране и за рубежом. Каждая лекция Н.Н. Худякова была событием. Аудитория "ломилась". Слушать его приезжали студенты Московского университета и Высшего технического училища, врачи, инженеры, юристы.
Авторитет И.А. Стебута в академии как профессора и ученого был очень высок. "Никто не мог представить себе академию без Стебута и Стебута без академии", – писали его ученики. Стебут говорил: "Дело не в том, чтобы многому научить, а в том, чтобы хорошо научить; дело не в том, чтобы нагрузить голову учащегося, а в том, чтобы развить ее". И.А. Стебут применил в своем преподавании метод собеседования со студентами, который привлек к нему горячие симпатии аудитории. Методы его педагогической работы в высшем учебном заведении могут служить прекрасным образцом и в наши дни.
Он знакомил с литературой, давал практический анализ вопроса, указывал методы его исследования, тем самым способствуя развитию у студентов творческого агрономического мышления.
Знаменитый учебник Д.Н. Прянишникова "Частное земледелие" содержит огромный фактический материал. Этот труд выдержал восемь изданий, был переведен на несколько европейских языков и вскоре стал классическим руководством не только для студентов, но и для многочисленных работников производства.
Д.Н. Прянишников придал растениеводству физиологическое направление. Он был страстным сторонником интеграции научного поиска и педагогического процесса. Прянишников вовлекал студентов РГАУ-МСХА в научную работу.
Академия сразу после революции приняла новый устав, и работа была направлена на подготовку кадров, т.е. обязательное получение диплома. Эта установка изменила учебный процесс. В 1918 г. Совнарком издает декрет о правилах приема. Каждое лицо, достигшее 16 лет, могло стать студентом любого высшего учебного заведения без представления документов об окончании средней или какой-либо школы.
Плата за учение отменяется. Принимали всех желающих. Студентам, независимо от года поступления, можно было сдать экзамены по договоренности с преподавателем за все годы обучения и получить диплом. Как шла учеба, можно судить по следующим цифрам: из 4 тыс. студентов в 1918 г. временное удостоверение об окончании академии получили только 46, в 1919 – 15. Поскольку принимали без каких-либо документов, состав студентов был совершенно не выяснен. Дела шли неудовлетворительно. Все студенты были отчислены и принимались заново с выяснением уровня подготовки, знаний средней школы и зачетов в академии. Было принято 500 человек. Подготовка студентов определялась как крайне слабая. Читать далее на сайте РГАУ-МСХА.
Обсудить статью на форуме РГАУ-МСХА.
В начале 1872 г. министерство ввело новые правила, изменившие ряд статей первого Устава. Курс обучения отныне становился четырехлетним, вводились вступительные экзамены, а студентом академии (ныне – РГАУ-МСХА) мог стать лишь выпускник гимназии или реального училища. Наступил второй период в жизни академии – период расцвета науки, связанный во многом с приходом выдающихся ученых. Состав лекторов был блестящим. В академии МСХА укреплялись опытные учреждения. Ферма славилась высокими удоями молока, на опытных полях получали хорошие урожаи зерновых, была открыта метеорологическая обсерватория, построен сельскохозяйственный музей.
В 1889 г. утверждается Положение о Петровской сельскохозяйственной академии (лесное отделение было закрыто), в 1890 г. новый устав сходный в основном с университетским. По нему академия (ныне – РГАУ-МСХА) должна была “готовить научно и практически образованных деятелей по сельскому хозяйству”. Устав ужесточил надзор за студентами РГАУ-МСХА. В этот период усилилось проникновение идей марксизма в Петровку, и судьба ее была предрешена – последовало негласное распоряжение о закрытии академии. Прием прекратили, но нужно было выпустить студентов РГАУ-МСХА всех оставшихся курсов.
В России было создано Министерство земледелия во главе с известным специалистом А.С. Ермоловым. Первым его шагом стала попытка спасти лучшее в стране агрономическое учебное заведение. Нельзя же не использовать по назначению здания, стоившие таких затрат, лаборатории, библиотеку, опытное поле и ферму. Он предложил не восстанавливать Петровскую академию, а создать на ее месте совсем другое учебное заведение. Предложение было принято, однако правительство внесло значительные коррективы в план А.С. Ермолова. Открытый 6 июня 1894 г. Московский сельскохозяйственный институт (ныне – РГАУ-МСХА) становится школой для детей крупных землевладельцев, и прием в него усложняется.
Институт фактически превращается в закрытое дворянское учебное заведение (студенты жили только в общежитии) утверждается четырехлетний курс обучения. Улучшается организация учебного процесса, вводится курсовая система обучения для наблюдения за учебной частью вводится должность декана. Количество студентов Тимирязевки ограничивается до 300 чел.
В начале XX в. в академии стали зарождаться общественные студенческие организации, научные кружки. Большим влиянием среди студентов пользовался совет старост. Изменения не заставили себя долго ждать.
В Петровско-Разумовском воцарилась непривычно бодрая, оптимистическая и творческая атмосфера. Общие задачи, идеалы и цели сблизили преподавателей и передовую молодежь. Эти годы А.Ф. Фортунатов считал "лучшим периодом в жизни Петровско-Разумовской школы". Он не был одинок в такой оценке. Профессор А.Г. Дояренко отмечал близость студентов РГАУ-МСХА к своим наставникам: "Большинство студентов были лично знакомы со многими профессорами и преподавателями. Кроме того, многочисленная молодежь профессорских семей дружила со студентами, и очень часто у профессоров устраивались вечера... Таким образом, все население Петровско-Разумовского представляло дружную семью". Очень похоже описывал обстановку тех лет Н.И.Вавилов: "Это была пора, когда в академии было 300 студентов, знавших друг друга, когда вся академия от профессоров до студентов была большой дружной семьей. То была пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу. Студент ловил идеи у профессуры и сам быстро превращался в исследователя".
Климент Аркадьевич Тимирязев работал в Петровской академии более 20 лет, и это были, по его словам, счастливейшие годы его жизни. В них соединилось все: молодость, огромный плодотворный труд и личное счастье.
С самого начала преподавательской работы Тимирязев завоевал любовь и уважение студентов интересными, живыми лекциями, своей принципиальностью и тем, что его волновали те же общественные вопросы, которыми "болела" молодежь. Лекции Тимирязева оканчивались "стоном и ревом восторга слушателей", как писали и отмечали современники.
Характерной особенностью подготовки многих выдающихся студентов Московского университета (ныне – РГАУ-МСХА) и Петровской академии была длительная (в среднем два года) стажировка за границей, как правило, в нескольких странах. Так, К.А. Тимирязев прошел подготовку в лабораториях крупных западноевропейских физиков, химиков, физиологов, ботаников.
Характерно, что к выступлениям даже перед самой высокой научной аудиторией Климент Аркадьевич так тщательно и ответственно не готовился, как к своим публичным чтениям. Тимирязев первый, как тогда говорили, "сошел с кафедры", т.е. непосредственно общался со студентами, вводил демонстрацию опытов на лекциях.
А М.К. Турский работал в Лесной даче академии с 5 часов утра до 8–10 вечера, заражая своим трудолюбием студентов РГАУ-МСХА. Он очень деликатно относился к студентам, щадил их юношеское самолюбие.
Труд Н.Н. Худякова "Сельскохозяйственная микробиология", изданный в 1926 г., оказал большое влияние на развитие этой науки в нашей стране и за рубежом. Каждая лекция Н.Н. Худякова была событием. Аудитория "ломилась". Слушать его приезжали студенты Московского университета и Высшего технического училища, врачи, инженеры, юристы.
Авторитет И.А. Стебута в академии как профессора и ученого был очень высок. "Никто не мог представить себе академию без Стебута и Стебута без академии", – писали его ученики. Стебут говорил: "Дело не в том, чтобы многому научить, а в том, чтобы хорошо научить; дело не в том, чтобы нагрузить голову учащегося, а в том, чтобы развить ее". И.А. Стебут применил в своем преподавании метод собеседования со студентами, который привлек к нему горячие симпатии аудитории. Методы его педагогической работы в высшем учебном заведении могут служить прекрасным образцом и в наши дни.
Он знакомил с литературой, давал практический анализ вопроса, указывал методы его исследования, тем самым способствуя развитию у студентов творческого агрономического мышления.
Знаменитый учебник Д.Н. Прянишникова "Частное земледелие" содержит огромный фактический материал. Этот труд выдержал восемь изданий, был переведен на несколько европейских языков и вскоре стал классическим руководством не только для студентов, но и для многочисленных работников производства.
Д.Н. Прянишников придал растениеводству физиологическое направление. Он был страстным сторонником интеграции научного поиска и педагогического процесса. Прянишников вовлекал студентов РГАУ-МСХА в научную работу.
Академия сразу после революции приняла новый устав, и работа была направлена на подготовку кадров, т.е. обязательное получение диплома. Эта установка изменила учебный процесс. В 1918 г. Совнарком издает декрет о правилах приема. Каждое лицо, достигшее 16 лет, могло стать студентом любого высшего учебного заведения без представления документов об окончании средней или какой-либо школы.
Плата за учение отменяется. Принимали всех желающих. Студентам, независимо от года поступления, можно было сдать экзамены по договоренности с преподавателем за все годы обучения и получить диплом. Как шла учеба, можно судить по следующим цифрам: из 4 тыс. студентов в 1918 г. временное удостоверение об окончании академии получили только 46, в 1919 – 15. Поскольку принимали без каких-либо документов, состав студентов был совершенно не выяснен. Дела шли неудовлетворительно. Все студенты были отчислены и принимались заново с выяснением уровня подготовки, знаний средней школы и зачетов в академии. Было принято 500 человек. Подготовка студентов определялась как крайне слабая. Читать далее на сайте РГАУ-МСХА.
Обсудить статью на форуме РГАУ-МСХА.