Научно-художественный Музей коневодства был открыт 23 января 1929 г. в здании бывшего Императорского скакового общества при Государственном московском ипподроме. Основу фондов составила художественная коллекция крупного специалиста орловской рысистой породы лошадей Якова Ивановича Бутовича – владельца, а в первое послереволюционное десятилетие директора Прилепского конного завода Тульской области. Прилепская коллекция была дополнена произведениями из хранилищ Государственного музейного фонда. В 1940 г. музей был передан МСХА им. К.А.Тимирязева и, получив целенаправленное развитие, стал неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса.
Фонды постоянно пополнялись, и сейчас музей располагает крупнейшим в мире собранием произведений искусства, посвященных лошади. Оно насчитывает свыше трех тысяч экспонатов: картин, акварелей, произведений графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, принадлежащих кисти или резцу более двух с половиной сотен авторов, как хорошо известных, так и незнакомых широкому кругу зрителей. С одной стороны, это М. Врубель, П. Греков, П. Клодт, П. Ковалевский, Е. Лансере, Ф. Рубо, Н. Сверчков, В. Серов, П. Соколов, К. Юон; с другой – Ф. Бартоломей, Г. Грудницкий, С. Колосов, Д. Невзоров, Ф. Шашкин. Особенно следует отметить в этом ряду профессора Санкт-Петербургской академии художеств Н.Г. Сверчкова (1817-1898), творчество которого целиком посвящено лошади и наиболее полно представлено в музее.
Книжный фонд насчитывает свыше 12 тысяч книг и журналов на различных языках – от фолиантов, изданных в ХУ1-ХУШ вв., до последних номеров отечественных и иностранных журналов. В фототеке хранится почти 55 тысяч негативов, в фильмотеке – свыше трех десятков видеофильмов. Имеются коллекции поддужных колокольчиков, почтовых марок, открыток, конвертов, значков, всевозможных сувениров с изображениями лошадей.
Постоянная экспозиция была создана в конце 1940 г. под руководством выдающегося отечественного ипполога, основателя кафедры коневодства в академии В.О. Витта, развита и дополнена профессором А.С. Красниковым; в основных чертах она сохраняется, пополняясь по мере необходимости новыми экспонатами. Она подчинена задачам учебного процесса – наиболее полно показать разнообразие конских пород в их историческом развитии.
Первый зал посвящен верховым породам. На первом стенде центральное место занимают изображения лошадей древнейшей чистокровной ахалтекинской породы. На трех картинах представлены лучшие лошади конца XIX в.: серый жеребец Аад, участник 2-й Всероссийской конской выставки, светло-золотисто-рыжий Сардар и вороная кобыла Текма, а также лучшие ахалтекинцы середины ХХ столетия. Среди них двукратный чемпион Всесоюзной сельскохозяйственной выставки Мелеке и знаменитый Абсент, чемпион и призер трех Олимпиад в соревнованиях по выездке, признанный лучшей спортивной лошадью мира.
На этом же стенде экспонированы картины, изображающие лошадей чистокровной арабской породы. Это портреты известного заводского производителя XIX в. Обеяна Серебряного, сыгравшего большую роль в выведении отечественной стрелецкой породы и самой дорогой арабской лошади мира – Набора. Дополняет представление об арабской породе бронзовая скульптура Е.А. Лансере «Всадник со львятами». Головка белой арабской лошади в мундштучном оголовье, написанная маслом на фарфоре Е.И. Цыпулиной-Турчиной, отдельно вынесена на мольберт. Эта изящная тонкая работа стала неофициальным символом музея.
Продолжают тему восточных пород изображения лошадей старинных варварийской, карабахской, карабаирской пород, в происхождении которых значительную роль сыграли ахалтекинские и арабские лошади.
Ряд картин дает представление о некогда славных орловской верховой и орлово-ростопчинской породах. Особую ценность представляет портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского верхом на родоначальнике орловской верховой породы жеребце Свирепом-2, родившемся в 1794 г., кисти крепостного художника Д. Невзорова. Здесь же можно видеть жеребца Фабия, чьи сыновья Факел, Франт и Фазан были признаны «образцом кавалерийской лошади» на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Яркие парадные портреты всадников – А.Я. Панаевой и В.А. Бибикова – на орлово-ростопчинских лошадях демонстрируют темперамент и нарядные формы, свойственные этой породе.
На стенде, посвященном чистокровной верховой породе, собраны ипподромные и заводские знаменитости прошлого. Самая дорогая лошадь конца XIX в. жеребец Галти Мор, купленный в Англии за 200 тысяч рублей золотом, и его знаменитые сыновья Галти Бой и Гаммураби – победители главного приза для скаковых лошадей Всероссийского дерби. Один из первых победителей этого приза в России жеребец Рулер и его сын Мортимер, выигравший дерби в 1895 г. Победитель юбилейного XXV дерби Тезей и внук Рулера – Флореал, дербист 1911 г., а также сын последнего – Тагор, основатель лучшей отечественной линии в чистокровной верховой породе. Потомок Тагора – победитель юбилейного Большого Всесоюзного приза, разыгранного в 1986 г. в честь 100-летия Всероссийского дерби, рыжий жеребец Флагман написан современным художником А.Н. Глухаревым. Здесь же представлены портреты трех «трижды венчанных» скакунов советского периода чистокровного коннозаводства: Будынка, Грога-2, Анилина, выигравших самые главные призы (в 2-летнем возрасте – «Приз им. Калинина», в 3-летнем – «Большой Всесоюзный», в 4-летнем – «Приз им. СССР»). Анилин, родившийся в 1961 г. в конном заводе «Восход», кроме этого, трижды выигрывал международный «Приз Европы» и входил в десятку лучших скакунов мира.
В ряду полукровных пород особое место занимают донская и созданная на ее основе путем прилития крови английской скаковой буденновская. Названная в честь маршала С.М. Буденного, эта порода, первоначальное назначение которой была служба под седлом командного состава кавалерии, отлично зарекомендовала себя в классических видах конного спорта, особенно в преодолении препятствий.
Второй зал посвящен рысакам. Здесь можно увидеть изображения знаменитого арабского жеребца Сметанки и лошадей других исходных пород, использованных графом А.Г. Орловым-Чесменским при выведении орловской рысистой породы. Многочисленные картины русских и советских художников отражают более чем двухвековую историю породы от родоначальника Барса 1, появившегося на свет в 1784 г. до лошадей нашего времени.
Одна из лучших картин музея – портрет серого орловского рысака Летучего, написана выдающимся русским художником В. Серовым, который не только точно показал экстерьер, но с большой силой передал недоверчивый, строгий характер этого жеребца. Победитель Императорского приза жеребец Летучий – отец Громадного, признанного лучшим орловским рысаком на Всероссийской конской выставке 1912 г., и дед великого Крепыша, названного «лошадью столетия». Родившийся в 1904 г. в заводе И.Г. Афанасьева, Крепыш был резвейшим рысаком своего времени: 13 раз устанавливал рекорды в беге на все дистанции.
Классическая русская тройка, в которой главную роль играет рысак, давно стала символом России. На картине художника С.С. Ворошилова изображена парадная тройка Московского общества поощрения рысистого коннозаводства, завоевавшая на Всемирной выставке в Лондоне в 1910 г. Большую золотую медаль «За красоту и резвость».
В последние годы музей пополнился портретами лучших современных орловских рысаков: Пиона, Иппика, Ковбоя – обладателя абсолютного рекорда резвости на дистанции 1600 м – 1 мин 57,2 с. Это работы художников А.Н. Глухарева и А.З. Сорокина. Изображения лошадей русской рысистой породы, выведенной путем скрещивания орловских рысаков с американскими, – Жеста, Гибрида, Приятеля – завершают знакомство с рысистыми породами России.
Экспозицию дополняют старинные беговые дрожки, часы-секундомеры, выполненные мастером Волковым в 1900 г. и семьдесят лет служившие на Центральном московском ипподроме, коллекция поддужных колокольчиков и другие предметы прикладного искусства.
В третьем зале выставлены жанровые картины и скульптуры. Художники воспроизвели на холсте и в бронзе все многообразное использование лошадей человеком. Здесь русские тройки, в любую пору года и любую погоду несущие своих седоков по бескрайним просторам России; охотничьи сюжеты, где всадники догоняют волков или возвращаются с охоты, или отдыхают рядом со своими лошадьми и собаками. Здесь и простые крестьянские лошади-труженицы, влекущие за собой плуг или тяжело нагруженную повозку. Не забыты и праздники, в которых лошади играют главную роль, эмоционально украшая их.
Богатые фонды музея позволяют ежегодно устраивать несколько тематических выставок картин, акварелей, произведений графики. Сменяя одна другую, эти выставки существенно дополняют основную экспозицию. Также устраиваются выставки современных художников конного жанра. Отдельные экспонаты из фондов музея предоставляются для показа на выставках в других городах России и за рубежом. В последние годы их видели любители лошадей и искусства не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Париже, Дрездене и Хельсинки. Большим успехом пользовалась выставка «Лошади России» в США. Её посетили свыше 120 тысяч американцев. Ежегодно с 1999 г. музей участвует в Международных конских выставках: «Эквирос» (Москва), «Иппосфера» (Санкт-Петербург), у его стенда всегда собирается много посетителей. Как правило, на этих выставках музей представляет также юбилейные тематические экспозиции. В 2005 г. Музей в содружестве с Всероссийским фондом культуры и Государственным историческим музеем провел в новом выставочном зале ГИМ большую выставку «Царь Конь», где представил несколько десятков картин из фондов и основной экспозиции. Эта выставка имела широкий резонанс в средствах массовой информации.
Небольшой коллектив музея наряду с работой по хранению и умножению фондов, проведением занятий и экскурсий составляет «Библиографический указатель литературы по коневодству и конному спорту», являющийся ценным пособием для студентов и специалистов. Ежегодно сотрудники музея публикуют в коневодческих журналах и других периодических изданиях статьи по актуальным вопросам коневодства. Они активно участвуют и в учебно-воспитательной работе, являясь кураторами студенческих групп, руководителями и рецензентами дипломных работ. С 1998 г. при поддержке Музея коневодства Ассоциация ахалтекинского коннозаводства ежегодно проводит чемпионаты мира лошадей чистокровной ахалтекинской породы.
Старейший сотрудник музея, его директор с 1978 по 2003 гг., Д.Я. Гуревич сыграл большую роль в пропаганде музея в России и за рубежом. Он является соавтором книг «Отечественное коневодство», «Словарь-справочник по коневодству и конному спорту», переводчиком с немецкого языка и научным редактором книг А. Эзе «Конный спорт» и Б. Гржимека «И снова лошади», автором многочисленных статей в журналах. Выпускница академии Ю.Н. Кузнецова, помимо основной деятельности сначала в должности старшего научного сотрудника, а затем заведующей демонстрационно-методическим сектором, является редактором альманаха «Ахалтеке-информ», секретарем Международной ассоциации ахалтекинского коннозаводства, а также участницей трех конных пробегов на лошадях ахалтекинской породы в экстремальных условиях пустыни Кара-Кум. Более тридцати лет в музее трудится, проявляя высокую компетентность и инициативность, главный хранитель и с 2003 г. директор музея И.И. Бондаренко, досконально изучившая фонды и особенности их состояния. Нельзя не упомянуть ушедших по разным причинам, но оставивших свой след в развитии музея следующих сотрудников: Л.В. Родзевич, Г.Н. Степанова, В.Н. Князева, Н.Н. Свикацкую, Г.А. Князеву, И.В. Карсову.
В музее проходят лекции-экскурсии по учебному плану для студентов РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, а также студентов многих других вузов, школьников, специалистов аграрного сектора. Приходят и просто посетители полюбоваться прекрасными лошадьми, послушать рассказ об истории и современном состоянии отечественного коневодства. В книге отзывов расписались посетившие музей такие известные лица, как космонавты Е. Леонов и Т. Аубакиров, мэр города Москвы Ю. Лужков, известный путешественник Ф. Конюхов, французский общественный деятель, писатель Ж.Л. Гуро, министр сельского хозяйства РФ А. Гордеев и другие. Многие посетители музея оставляют памятные подарки. Жан Луи Гуро, совершивший в 1990 г. конный переход из Парижа в Москву, подарил свое седло; О.А. Образцова – коллекцию игрушечных лошадок; известный американский наездник Д. Миллер – свой шлем; а француженка Изабель Фуше прислала картину – портрет знаменитого Холстомера.