Благодаря своему другу студенту вечернику раздобыл новую методичку по химзе!!!
Методика выполнения курсовой работы по курсу «Химические средства защиты растений»
для студентов всех факультетов РГАУ-МСХА
«Обоснование выбора пестицидов для борьбы с вредными организмами и разработка технологии их эффективного
и безопасного применения при защите картофеля (культура) в условиях Московской области (область, край)»
(((на примере картофеля)))
СТРУКТУРА НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Введение.
Кратко излагается значение мероприятий по защите растений в повышении урожайности сельскохозяйственных культур; роль и место химического метода в комплексе этих мероприятий; его преимущества и недостатки; состояние и перспективы развития.
2. Плановое индивидуальное задание.
Студент указывает индивидуальное задание, полученное от преподавателя в виде формы №1.
3. Агроклиматические и почвенные условия области (края)
На основании литературных источников студент излагает краткую характеристику почвенно-агроклиматических условий конкретной области, указанной в курсовой работе. При этом указывают только те факторы (температура, осадки, ГТК и др.), которые оказывают влияние на эффективность применения химических средств защиты растений.
На основании этих данных, для культур которые предстоит защищать от вредных организмов, приводят фенокалендари роста и развития защищаемых культур (это наступление основных фаз по среднемноголетним данным по вашей области), необходимые для более правильного определения срока проведения химических мероприятии при составлении календарных планов работ.
4. Характеристика вредных организмов и не химические меры борьбы с ними
По справочным пособиям предмета «защита растений», по учебникам курса с.-х. «энтомологии» и «фитопатологии» «земледелию» изучите биологию указанных в задании вредителей, возбудителей болезней, сорняков. Отдельно по культуре и каждому вредному объекту приводят основные сведения, имеющие значение при использовании пестицидов.
При описании вредителей указывают: латинское название, систематическое положение (отряд, семейство), ареал, кормовые растения, период вредоносности, цикл развития, особенности развития и число поколений за сезон в данной зоне, а также мероприятия по борьбе с этим вредителем. Сведения о вредителях имеющих значение для эффективного подавления этих вредных объектов записывают в форму №2.
При описании болезней указывают: название болезни, латинское название возбудителя, особенности его развития, время наибольшей вредоносности, факторы, способствующие развитию заболевания, перечисляют мероприятия по борьбе с ним. Сведения о болезнях имеющих значение для эффективного подавления этих вредных объектов записывают в форму №3.
При описании сорных растений необходимо указать: русское и латинское название, отражать систематическое положение и биологическую классификацию, сроки применения гербицидов с указанием чувствительной фазы сорняков и устойчивой фазы культуры, мероприятия способствующие повышению эффективности химических обработок. Сведения о сорняках имеющих значение для эффективного подавления этих вредных объектов
записывают в форму №4.
На основании разделов 3 и 4 составляется феносхема роста и развития культуры и действия на неё вредных объектов, которая позволяет правильно составить календарный план и предусмотреть применение баковых смесей для экономии средств над обработку. В феносхеме вредоносности вредных объектов на культуру (вредоносный период), указываются фазы развития культуры по декадам и месяцам среднемноголетних агроклиматических значений для вашей области, состояния вредных объектов и оптимальных сроков защитных мероприятий.
5. Рекомендованные пестициды, для подавления вредных организмов
Пользуясь «Списком разрешённых пестицидов на текущей год», выпишите 4-5 препаратов на основе разных действующих веществ, которые можно использовать в борьбе с указанными в задании вредными организмами. При этом желательно выбрать препараты, относящиеся к разным химическим группам и разным по механизму действия.
Пользуясь учебной и справочной литературой по химической защите растений, дайте характеристику выбранных препаратов, рекомендованных к применению против вредителей, болезней и сорняков. Основные сведения о препаратах, рекомендованных для борьбы с вредными организмами, заносятся в таблицу основных сведений о рекомендованных инсектицидах (форма № 5), основных сведений о рекомендованных фунгицидах
(форма №6) и основных сведений о рекомендованных гербицидах (форма №7).
6. Напишите основной раздел курсовой работы: обоснование выбора пестицидов для борьбы с указанными вредными организмами.
В этом разделе, отражается способность студента анализировать полученные сведения по агроклиматическим особенностям области, развитию культуры, биологии вредных объектов и сопоставить эти сведения с основными характеристиками пестицидов (формы №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7) и излагать ход мыслей студента о выборе препаратов для борьбы с вредными объектами. Рассуждения и выводы должны быть аргументированы и подтверждены сведениями, полученными на лекциях, при изучении учебника, при чтении дополнительной литературы
с указанием ссылки на источник информации (статьи из периодических издания научных журналов за последние годы по защите растений – агро XXI, защита и карантин растений, земледелие, химия в сельском хозяйстве и др.). Заполненные вами сведения отражаются в разделе обоснования выбора пестицидов в виде литературных ссылок, и опубликовываются в списке использованной литературы, а рефераты (или ксерокопии статей) в качестве приложения к
курсовой работе. Обоснование выбора рекомендуется излагать методом последовательного сравнения пестицидов и выбрать наиболее приемлемый препарат. Прежде всего, пользуясь сведениями, полученными при изучении биологии и циклах развития вредных объектов, укажите, какими свойствами должен обладать пестицид, в какие сроки его следует применять, чтобы обеспечить надежную защиту культуры. Далее следует выяснить, какие из рекомендованных препаратов в наибольшей степени удовлетворяют вашим предпосылкам. Сравните их пре-
жде всего по характеру действия и возможной биологической эффективности. Приведите литературные данные о биологической эффективности рекомендованных препаратов. Это помогло бы сделать более верный выбор и дать убедительное обоснование. При примерно одинаковой биологической эффективности предпочтение следует отдавать препаратам, имеющим более благоприятную санитарно-гигиеническую характеристику.
После выбора препарата или нескольких обосновывают необходимость их совместного применения или чередования. Указывают дополнительные мероприятия, повышающие эффективность обработок выбранными препаратами (сочетание с биопрепаратами, удобрениями, влияние погодных факторов и т.п.). Затем обосновывают сроки и кратность обработок, способ применения и машины, нормы расходов препаратов и концентрации рабочих составов. Причем концентрация рабочего состава, норма его расхода и расхода препарата должны находится в полном соответствии. В таком плане дается обоснование выбора и других пестицидов по каждому объекту отдельно.
Если на одной культуре несколько объектов, то делают попытку найти и обосновать варианты одновременного применения пестицидов, изучается их совместимость, дается система химической защиты культуры от различных объектов.
Пример обоснование выбора пестицидов
В задании указаны культуры и вредные объекты, например, картофель, колорадский жук, фитофтороз и сорные растения: просо куриное и подмаренник цепкий. Московская область, почва дерново-подзолистая, среднесуглинистая, содержание гумуса 2%.
Обоснование выбора инсектицида необходимо начинать с краткого описания вредителя. Например, колорадский жук зимует в почве, развивается в 1 полном поколении. Вредящие фазы - имаго и личинка. Химические обработки проводят при отрождении личинок. Длительность вредоносного периода в среднем составляет 20-25 дней.
Имаго и личинки имеют грызущий ротовой аппарат, следовательно, в борьбе с ними наиболее эффективными будут препараты кишечного действия. Из рекомендованных инсектицидов (формы 5) кишечным действием обладают следующие препараты …
Для снижения загрязнения окружающей среды необходимо провести минимальное количество обработок, поэтому нужно выбрать препараты с максимальным сроком защитного действия. Желательно, чтобы срок защитного действия соответствовал длительности вредоносного периода. Если такого препарата нет, то проводят две обработки или большее количество, в зависимости от срока защитного действия пестицида и длительности вредоносного периода. В последнем случае во избежание появления устойчивых популяций нужно выбрать препараты из различных химических групп.
Наибольшая кратность применения пестицидов отмечается в борьбе с растительноядными клещами, которые дают 20-30 поколений за сезон, и тлями (6-15 поколений). При выборе препаратов для борьбы с этими вредителями необходимо предусмотреть не только чередование соединений, относящихся к различным химическим
группам, но и разных по способу проникновения. В первую половину вегетации лучше использовать системные, так как для их разложения требуется больше времени, чем для препаратов контактного действия.
При выборе пестицидов надо отдавать предпочтение малостойким соединениям и нелетучим. Их применение снижает риск загрязнения объектов окружающей среды.
Другим важным фактором является гигиена труда. Здесь необходимо учитывать оральную и кожно-резорбтивную токсичность, летучесть (поступление через органы дыхания), кумуляцию и другие показатели гигиенической характеристики препаратов.
Аналогичные требования предъявляются и при выборе фунгицидов. Если проводятся многократные обработки культур, то лучше использовать следующую схему чередования: смесевые препараты - контактные - смесевые - контактные. Для последних обработок следует выбирать фунгициды контактного действия, так как они в меньшей степени загрязняют сельскохозяйственную продукцию по сравнению с системными препаратами. К тому же к ним медленнее развивается устойчивость патогенов (форма 6).
Таким образом, выбор препаратов, кратность их применения, схема чередования зависят как от свойств рекомендованных пестицидов, так и от биологии вредных объектов. Процесс анализа и выбора (почему взяты эти препараты, а не другие, указанные так же в табл. 5 и 6) по всем этим пунктам должен быть отражен при написании
данного раздела курсового проекта.
Выбор гербицидов также начинают с характеристики сорной растительности, указанной в задании. Указывают ботанический класс (однодольные или двудольные), однолетние или многолетние, биогруппу.
При выборе гербицидов прежде всего учитывают устойчивость культуры, затем спектр действия препарата. Желательно взять такой препарат, который был бы эффективным в борьбе со всеми видами сорной растительности, указанными в задании. Если такого препарата нет, то используют баковые смеси, состоящие из 2-х гербици-
дов, или проводят последовательные обработки почвенным гербицидом во время сева (или сразу после сева) и затем в период вегетации культуры по всходам сорняков. Иногда возникает необходимость в применении гербицидов осенью при подготовке участка, например, под овощные культуры, если он засорен многолетними видами, такими как пырей ползучий, осот розовый, вьюнок полевой и др. В этом случае целесообразно применить гербицид сплошного действия, например раундап или баста.
При выборе гербицидов необходимо обратить внимание на их стойкость: если препарат длительное время сохраняется в почве (более 1 года), то он может вызвать изреживание последующей культуры севооборота, а также мигрировать по пищевым цепям. Использовать такие гербициды нежелательно.
Основные ключевые моменты выбора гербицида должны быть изложены в курсовом проекте. Вы должны объяснить, почему выбран именно этот препарат, чем он лучше по сравнению с другими, которые указаны в форма 7. Если применяете баковые смеси, объясните, почему используете их (их применение целесообразно при совпадении вредящих периодов при составлении феносхемы).
7. Составьте план мероприятий по организации применения пестицидов с разработкой технологии их эффективного применения этот раздел включает технологическую карта применения пестицидов (форма №8) и календарный план работ (форма №9) по химической защите растений.
Этот раздел курсового проекта выполняется уже по выбранным студентом пестицидов в процессе обоснования
и позволяет студенту разработать план эффективного применения пестицидов против конкретных вредных объектов на конкретных культурах, проанализировать ситуацию, касающуюся потребности в пестицидах и наличии технике по химической защите растений.
Пример составления плана мероприятий по организации применения пестицидов
Когда выбор препаратов закончен, обратите внимание на сроки их применения. Если в одну и ту же фазу развития культуры (в одну декаду) проводится обработка инсектицидами и фунгицидами, то эти обработки нужно совместить, то есть два препарата использовать для приготовления баковой смеси. Чтобы смесь была стабильной, лучше брать одинаковые препаративные формы для инсектицида и фунгицида. Это отражается в технологической карте применения пестицидов.
При заполнении таблицы календарного плана необходимо строго соблюдать последовательность проведения операций по защите растений в соответствии с календарными сроками их выполнения (I, II, III декада каждого месяца). Например, проводится протравливание семян озимой пшеницы. Эта обработка проводилась в предыдущем году, поэтому она идет первой в таблице. Далее в апреле идет обработка клубней картофеля - 3-я декада апреля, затем в фазу кущения озимых применяется гербицид Гранстар - 1-я декада мая и так далее. Агросрок - это время, в течение которого необходимо выполнить данную операцию, он зависит от обрабатываемой площади, но не должен превышать 3-5 дней. Если срок обработки посевов затягивается, то вредители и болезни могут нанести ощутимый ущерб урожаю. Исключение составляет протравливание семян, оно проводится заблаговременно и здесь сроки обработки не имеют значения.
Календарный план является единым для всех культур хозяйства. Он дает представление о количестве необходимой техники для выполнения запланированных работ, о сроках поставки пестицидов, о занятости рабочих химотряда, их численности.