Гуманитарно-педагогический факультет РГАУ-МСХА | РГАУ-МСХА

Тем временем на форуме...

Learn English
engladwaf
10 Mar 22:34
Завод Воздушный Замок
Uhnisertin
24 Jan 20:28
уборка после ремонта квартиры
SergeyNox
24 Jan 20:24
Еще обсуждения...
Форум гуманитарно-педагогического факультета РГАУ-МСХА

В декабре 2005 г. – гуманитарно-педагогическому факультету РГАУ-МСХА Тимирязева исполнилось 80 лет.
Педагогический факультет был создан в 1925 г. и существовал как агропедагогическое отделение академии. С 1925 по 1997 гг. педагогический факультет занимался проблемой переподготовки преподавателей сельскохозяйственных вузов страны.

Именно выпускники профессиональных техникумов становились первой интеллигенцией на селе. Педагогическому составу послереволюционной России, их семьям были присущи демократические взгляды, широта интересов, любовь к искусству и отечественной культуре. Да и большинству студенчества были чужды «меркантильные начала», не ими они удовлетворяли свою страсть к познанию передовых идей, стремлению к глубокому профессионализму. Увеселительные общения не были главным, к чему стремилась студенческая молодежь, ее больше влекли диспуты, беседы об истории Родины и ее будущем пути, о роли науки, нелегкой судьбе сеятеля и хранителя.

В 1928 г. в стране было уже 204 аграрных техникума, в которых обучались около 30 тысяч учащихся. Программа преобразования сельского хозяйства вызвала дальнейший рост сети таких заведений. Наряду с техникумами была создана сеть одногодичных сельскохозяйственных школ и училищ для подготовки квалифицированных кадров механизаторов, полеводов, животноводов, садоводов, овощеводов. Для этих учебных заведений были нужны преподаватели. Их подготовку было признано целесообразным организовать при МСХА им. К.А. Тимирязева из числа специалистов сельского хозяйства с высшим образованием и опытом практической работы.

В декабре 1925 г. решением коллегии Народного комиссариата земледелия и Главпрофобра Наркомпроса в ТСХА были организованы шестимесячные Высшие педагогические курсы, ставшие прообразом педагогического факультета. В тот период это было нелегким делом: даже в знаменитой Тимирязевской академии, одном из старейших вузов страны, не хватало преподавателей, способных готовить педагогические кадры по сельскохозяйственным дисциплинам. Привлекались специалисты из других вузов, росли и собственные кадры.

В 1925 г. на Высших педагогических курсах в ТСХА начал свою педагогическую и научно-исследовательскую работу советский педагог, видный деятель народного образования, доктор педагогических наук, профессор Иван Андреевич Каиров (1893-1978). В 1930-1934 гг. он работал в аппарате ЦК КПСС. В 1929-1937 гг. возглавлял кафедру педагогики Московского агропедагогического института при Московской сельскохозяйственной академии, а с 1946 по 1967 гг. был президентом Академии педагогических наук РСФСР. В 1946-1956 гг. – министр просвещения РСФСР.

С 1927 г. проректором ТСХА работал видный советский педагог, доктор педагогических наук, профессор Иванович Корнелий Агафонович (1909-1982), который с 1937 по 1962 гг. был заведующим кафедрой педагогики МСХА им. К.А. Тимирязева, действительным членом Академии педагогических наук РСФСР (с 1959 г.). Эти педагоги-ученые внесли огромный вклад в становление и развитие педагогического факультета ТСХА, подготовку высококвалифицированных педагогов для сельскохозяйственных техникумов, школ, училищ.

На Высшие педагогические курсы зачисляли преимущественно выходцев из рабочих и крестьян, имеющих законченное высшее с.-х. образование и практический стаж работы. Для отбора абитуриентов была создана специальная комиссия, которая работала под руководством и контролем ректората и общественных организаций. В краткие сроки были разработаны учебные планы и программы по подготовке преподавателей по агрономии и зоотехнии. В первом учебном плане и программах основное внимание уделялось теоретической и практической  педагогической подготовке слушателей, а также методике преподавания специальных учебных предметов в с.-х. техникумах. Значительное время отводилось изучению педагогических и психологических основ. Слушателям давалось много времени для самостоятельной работы над педагогической литературой и для изучения учебно-воспитательной работы в техникумах.
За 1925-1929 гг. в Тимирязевской академии на Высших педагогических курсах было подготовлено около 250 преподавателей для аграрных техникумов, школ и училищ по специальным дисциплинам. Лучшие из них пошли работать в сельскохозяйственные институты.

На базе Тимирязевской академии в начале XX в. практиковались курсы по подготовке специалистов, на которых преподавали видные ученые:
1909-1913 гг. Курсы по подготовке агрономов. А.Г. Дояренко.
1911-1923 гг. Курсы луговодства. В.Р. Вильямс.
1915-1919 гг. Курсы по подготовке инструкторов по сельской механике. В.П. Горячкин.
1917-1922 гг. Гидротехнические курсы. В.В. Подарев.
1918-1921 гг. Одногодичные курсы по подготовке инструкторов по животноводству.
1918-1922 гг. Двухгодичные курсы по прикладной зоотехнии.
1918-1921 гг. Сельскохозяйственные курсы для народных учителей.
1918-1920 гг. Курсы по огородничеству, пчеловодству.
1918-1921 гг. Курсы по молочному делу. А.А. Калантар.
1918-1921 гг. Курсы монтеров сельскохозяйственных машин.
1920-1923 гг. Двухмесячные курсы агрономической помощи населению.
1920-1921 гг. Курсы по сельскохозяйственному опытному делу.
1918-1929 гг. Практический курс по пчеловодству для крестьян.

Все эти и многие другие славные  представители отечественных школ закладывали общие принципы земледельческой науки и педагогической мудрости. Всем им присущи выдающийся вклад в науку, широкая эрудиция, глубина знаний, преданность науке и отечественной культуре.

В 1929 г. на базе Высших педагогических курсов был организован Агропедагогический институт. Становление его шло сложно, приходилось преодолевать материальные, организационные и методические трудности. В 1934 г. Агропедагогический институт был реорганизован в агропедагогическое отделение МСХА им. К.А. Тимирязева. В связи с этим остро встала проблема создания новых учебных планов, учебников и учебных пособий. В развитии научных исследований, методики преподавания, в разработке учебных пособий и дисциплин в первые годы агропедагогического отделения проявили себя молодые ученые и педагоги, ставшие достойными представителями науки и высшей педагогической школы.

В течение 1934-1950 гг. на агропедагогическом отделении было подготовлено 1200 преподавателей для с.-х. техникумов, школ и училищ. Кроме того, было организовано обучение по специальности "Экономика и организация социалистических сельскохозяйственных предприятий", а в дальнейшем по специальности «Бухгалтерский учет в колхозах и совхозах».

В 1950 г. на базе агропедагогического отделения создается агропедагогический факультет. Успехи в организации научно-методической работы факультета и учебы студентов в значительной мере привнесены заведующими И.А. Каировым, К.А. Ивановичем, Д.М. Финиковым.
Профессура педагогического отделения применяла  различные методические приемы активизации учебы студенчества в течение семестров: коллоквиумы, поэтапные экзамены со сдачей экзамена по циклам и с обобщением знаний в форме докладов. Совершенствование организационных и методических форм обучения давало заметное повышение успеваемости студенчества.

С 1950 по 1960 гг. на агропедагогическом факультете было подготовлено 1700 преподавателей по агрономическим, зоотехническим и экономическим специальностям, а также по механизации и электрификации сельского хозяйства, лесному хозяйству и агролесомелиорации. Кроме очной формы подготовки в 1963 г. организуется подготовка преподавателей по заочной системе образования. С 1960 по 1965 гг. на педагогическом факультете академии получили педагогическое образование около 1300 преподавателей, в том числе свыше 340 слушателей закончили педфак заочно.
До 1966 г. значительное место в деятельности педагогического факультета занимали разнообразные курсы и семинары по повышению квалификации преподавателей с.-х. техникумов, высших учебных заведений и специалистов сельского хозяйства. Факультет повышения квалификации был родоначальником педагогического факультета ТСХА.

За послевоенный период на курсах повышения квалификации при педагогическом факультете прошли обучение 8256 преподавателей (в том числе за 1956-1966 гг. – 2327 человек), из них – 7138 преподавателей с.-х. техникумов (за 1956-1966 гг. их было подготовлено 1209 человек), 1118 преподавателей с.-х. вузов страны (все – за 1956–1966).
Выпуск преподавателей с.-х. техникумов с каждым годом увеличивался. Если в 1925-1935 гг. было выпущено всего 496 преподавателей, то с 1965 по 1975 гг. подготовлено свыше 4000 преподавателей специальных дисциплин для высших и средних учебных заведений страны. Педагогический факультет ТСХА стал крупнейшим центром подготовки преподавателей для системы средних специальных учебных заведений агропромышленного комплекса страны. Во всех республиках и областях нашей страны работают директорами, завучами и преподавателями техникумов выпускники педагогического факультета ТСХА.
С 1990 г. гуманитарно-педагогический факультет готовит преподавателей на шести отделениях: агрономическом, овощеводства и плодоводства, отделении защиты растений, бухгалтерском, планирования сельского хозяйства, информатики и вычислительной техники. На дневное отделение факультета принимаются преподаватели с.-х. техникумов, профессионально-технических училищ, школ управления АПК и др., имеющие законченное высшее с.-х. образование, не старше 45 лет.

С 1997 г. с открытием специальности «Профессиональное обучение» основной задачей педагогического факультета стала подготовка преподавателей для среднего профессионального звена с.-х. образования. Уникальность специальности заключается в том, что подготовка ведется по трем направлениям – «Экономика и управление», «Агрономия», «Зоотехния». Это единственный факультет в России, готовящий таких специалистов для системы среднего звена с.-х. образования.
Выпускники факультета подготовлены к преподавательской и иным видам педагогической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, а также могут  работать  специалистами в отраслях АПК.
На факультете работают 267 высококвалифицированных преподавателей, владеющих опытом комплексной реализации психолого-педагогического, экономического, агрономического и зооинженерного направлений; около 70% имеют ученые степени и звания.
В настоящее время в академии утвержден новый учебный план подготовки специалистов, и в соответствии с этим учебным планом ведется разработка новых методических пособий, указаний и материалов.
В зависимости от конкретных дидактических задач, вида подготовки сту­дентов в учебном процессе используются различные технологии обучения.

Объяснительно-иллюстративные технологии применяются преимущест­венно с целью приобретения студентами фундаментальных, систематизирован­ных знаний за счет осмысления и усвоения излагаемого в определенной после­довательности учебного материала. Ведущими видами занятий являются лекции, семинарские и практиче­ские занятия.
Наибольшее распространение получили такие формы учебных лекций, как проблемная лекция (профессор В.А. Шабунина, доцент Т.В Ложникова), лекция-визуализация (доценты И.П. Готовцева, Н.В. Козленкова). Новые тенденции появились и в проведении семинарских и практических занятий. Наибольшее распространение получили такие формы семинаров: проблемный семинар (доценты Т.В. Ложникова, Р.Н. Мищенко, асс. И.И. Шевченко), семинар-дискуссия (доцент М.П. Завгородняя, асс. Ю.П. Фатнева), семинар-исследование (профессор В.А. Шабунина, доцент Г.А. Петранева). В методике проведения практических занятий существенное значение приобрели тенденции усиления прикладной направленности обучения, формирования конкретных профессиональных навыков научных исследований, психолого-педагогической диагностики, психологического консультирования, педагогического прогнозирования.
В учебном процессе имеет место сочетание традиционных и инновационных технологий обучения.
Кафедры оснащены компьютерной техникой. На факультете имеется аудитория, оснащенная мультимедийной техникой. Академия предоставляет студентам и преподавателям возможность выхода в глобальную сеть Интернет, доступ пользователей (студентов и преподавателей) в компьютерные классы для работы по расписанию учебных занятий свободный.

Важным шагом является участие в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня. Ученые факультета и кафедры выезжали с докладами (или участвовали заочно) на международные, федеральные и региональные конференциии и конгрессы в различные города.
Деканат и кафедры факультета активизировали работу по организации НИРС и привлечению студентов к участию в программах научных школ и направлений, действующих на факультете в виде проблемных групп и кружков.
В рамках психологической поддержки студентов на факультете активно ведется работа по таким направлениям, как адаптация студентов к условиям высшего учебного заведения, предупреждение и разрешение конфликтов в студенческих группах, формирование студенческого актива групп, развитие познавательных способностей и личностных качеств студентов.
На факультете принята концепция воспитательной работы созданная проф. В.А. Шабуниной, и разработана технология ее реализации. В соответствии с концепцией строится система воспитания в академических группах. Основной целью воспитательной работы на факультете и отделении профессионального обучения является формирование у студентов качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться, жить и работать в быстро меняющихся условиях нашего времени. Воспитательная работа осуществляется на основе преемственности от курса к курсу, с опорой на позитивное, на активность, творчество, самостоятельность студентов, при реализации личностно-ориентированного подхода. Используются как массовые, так и групповые и индивидуальные формы работы.

Гуманитарно-педагогический факультет продолжает оказывать большое влияние на уровень учебно-методической и учебно-воспитательной работы в академии и других сельскохозяйственных высших и средних учебных заведениях страны. На сегодняшний день это единственный методический центр в стране, осуществляющий помощь в данном направлении. На базе факультета проходит переподготовка руководящих кадров для сельскохозяйственных средних и высших образовательных учреждений.
На факультете успешно действует Академия педагогического мастерства для аспирантов, факультет повышения квалификации для молодых преподавателей академии и компьютерные курсы для преподавателей и сотрудников. Огромную учебную, научную и организационную работу выполняют В.А. Шабунина, Т.В. Ложникова, Н.В. Козленкова, И.И. Шевченко, Ю.П. Фатнева.
Неотъемлемым фактором повышения качества образования в последнее десятилетие стала его интернационализация. Студенты факультета, владеющие иностранными языками на соответствующем уровне, по рекомендации деканата могут быть направлены на стажировку в сельскохозяйственные предприятия Германии, Голландии, США и других стран.
Факультетом и кафедрами проводится систематическая профориентационная работа среди выпускников средних учебных заведений, а также подготовительная организационная работа. Издаются программы для поступающих в академии, учебные пособия, методические материалы и рекомендации для подготовки к поступлению, имеются экзаменационные материалы прошлых лет, информационные справки о специальности и экзаменах, конкурсах и проходных баллах.

За 80 лет на педагогическом факультете академии было подготовлено 15583 преподавателя, в том числе: по агрономическим специальностям – 4341, по зоотехническим – 1353, по экономическим – 3528, инженерным и общетехническим – 1160. По очной форме обучения подготовлено 6615, по заочной – 3767 преподавателей.
В состав факультета входит восемь кафедр, постоянно развивающихся и совершенствующих свою работу.
Кафедра педагогики и психологии. Становление её шло одновременно с развитием педагогического образования, и окончательно кафедра оформилась в 1934 г., когда в академии было открыто агропедагогическое отделение.
Первым заведующим кафедрой педагогики был утвержден профессор И.А. Каиров (1893-1978).
Затем свыше 25 лет, до 1962 г., заведующим кафедрой профессор К.А. Иванович, выпускник Агропедагогического института при ТСХА. Автор таких крупных трудов, как «Высшая сельскохозяйственная школа (1948), «Основы обучения и воспитания в сельскохозяйственных техникумах» (1958), «Сельскохозяйственное образование в СССР» (1958).
В последующие годы заведующими кафедрой педагогики и преподавателями кафедры работали: М.И. Эскин (1965-1969), Б.Т. Малышев (1969-1974), В.А. Пузанов (1974-1980), В.М. Сапунов (1980-1984), С.А. Ишутин (1984-1986), И.Н. Осокина (1986-1997), В.А. Шабунина (с 1997).

С 1934 по 1997 гг. кафедра педагогики и психологии занималась проблемой переподготовки преподавателей сельскохозяйственных вузов. За это время психолого-педагогическую и методическую подготовку прошло более 300000 слушателей – представителей агрообразования.
В 1993 г. приказом ректора МСХА кафедре педагогики дан статус "Кафедра педагогики и психологии" педагогического факультета. Кафедра несет функцию общеакадемической, осуществляя психолого-педагогическую подготовку специалистов как на дневном, так и на вечернем и заочном отделениях. Согласно новым учебным планам дисциплина "Педагогика и психология" стала преподаваться на агрономическом, агрохимическом, зооинженерном, экономическом, плодоовощном факультетах. В рамках кафедры ведутся занятия по 17 дисциплинам: «Педагогика и психология», «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Психофизиология», «Общая и профессиональная педагогика», «Общая психология», «История педагогики и философия образования», «Педагогическое мастерство», «Этика и эстетика», «Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии», «Психология профессионального образования», «Этика и психология предпринимательской деятельности», «Основы научно-исследовательской работы», «Методика воспитательной работы», «Методика преподавания экономических дисциплин», «Методика преподавания агрономических дисциплин», «Методика преподавания зоотехнических дисциплин».

Качество обучения и воспитания определяется в первую очередь составом преподавателей, их педагогическим мастерством в области психологии, педагогики и сельскохозяйственного производства и т.д.
Кафедра укомплектована высококвалифицированными кадрами: два профессора, восемь доцентов, два старших преподавателя. Подрастает молодая смена – только за последний год пришли пять ассистентов, многие из которых являются выпускниками педагогического факультета.
С 1970 г. на базе кафедры педагогики и психологии успешно работает Университет педагогического мастерства для аспирантов и стажеров академии, где обучаются не только аспиранты, но и молодые преподаватели всех кафедр ТСХА, получая  необходимые навыки и знания.
В течение последних четырех лет на факультете успешно работает институт повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин (в рамках академии). На высоком научном, психолого-педагогическом уровне здесь ведут занятия опытные преподаватели педагогического факультета В.А. Шабунина, Т.В. Ложникова, И.П. Готовцева, С.А. Ишутин, Н.В. Козленкова, М.П. Завгородняя. Лекционный курс и практические занятия проводятся с использованием проблемного подхода, активных форм и методов обучения, самостоятельной работы слушателей.
Для студентов дневного и вечерно-заочного отделений факультета преподавателями кафедры разработана учебно-методическая литература.
Важной составной частью преподавательской деятельности кафедры является научно-исследовательская работа (1 доктор наук, 10 кандидатов, 4 соискателя ученой степени кандидата наук). Преподавателями кафедры за последние три года издано пять учебников и монографий, 25 учебных пособий, опубликовано 234 научных статей в различных сборниках.

Преподаватели кафедры работают по научно-исследовательским темам кафедры: «Система воспитательной работы в сельскохозяйственном вузе» (В.А. Шабунина, Ю.М. Царапкина, Т.В Ложникова); «Междисциплинарный подход в построении курса методики профессионального обучения» (И.П. Готовцева, С.А. Ишутин, М.П. Завгородняя, Г.А. Петранева). Исследовательская работа по данным направлениям находит отражение в дипломных работах студентов. Исследования в области воспитательной работы стали основой концепции воспитательной работы в МСХА им. К.А. Тимирязева. Преподаватели кафедры принимали активное участие в межвузовской конференции преподавателей, аспирантов и молодых ученых.
Преподавателями уделяется большое внимание НИР студентов. Стала традицией организация работы студенческих секций по проблемам об­щей психологии и педагогики, профессионального образования в рамках внутривузовской научной конференции студентов. Студенты участвуют в регулярных студенческих научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в частности, во всероссийской олимпиаде по педагогике и психологии, г. Екатеринбург.

С 2004 г. кафедра усилила психологический блок подготовки специалиста. Создан психологический кабинет. Формируется психологический кружок, членами которого являются студенты всех факультетов академии.
На кафедре разработана концепция воспитательной работы в академии, в соответствии с которой планируется и организуется воспитательный процесс на всех факультетах.
На кафедре педагогики и психологии сформирована система работы кураторов, которая стала отличительной чертой и традицией в организации воспитательной работы на факультете. Преподаватели являются не только организаторами воспитательной работы, но и разработчиками методических пособий и рекомендаций по совершенствованию процесса воспитания в условиях современного вуза.
Преподавателями кафедры обобщен многолетний опыт работы различных кафедр в академии и даны рекомендации сельскохозяйственным вузам страны по организации самостоятельной работы студентов, организации и проведению учебной, учебно-методической и производственной педагогических практик, проведению лабораторных и практических занятий, по методике выполнения курсовых и дипломных работ и др. Успешно осуществляется на протяжении многих лет плодотворное сотрудничество педагогического факультета и кафедр академии с сельскохозяйственными техникумами страны.

Кафедра иностранных языков образовалась в 20-х гг. прошлого столетия. Она функционирует как межфакультетская кафедра, где иностранным языкам обучаются студенты I и II курсов всех факультетов академии очного, вечернего и заочного отделений, а также аспиранты, которым предстоит сдавать кандидатский экзамен по иностранному языку.
На кафедре в разные годы преподавали видные педагоги-методисты И.Н. Шевалдышев, К.М. Погодилов, Б.Ф. Корндорф. Их традиции продолжили доценты Е.Е.Михелевич, Ф.В.Корольков, Г.В. Маслова, И.Э. Фосс, Г.Я. Аксенова, Е.В. Глушенкова, Е.Н. Комарова, ст. преподаватели Е.С. Александрова, О.А. Троицкая, Г.В. Даниленко, Ж.М. Криницына, Т.Н. Фомина, М.Ю. Чередниченко, А.В. Максимова и другие, которые создали комплекс учебников и учебных пособий по иностранным языкам для всех факультетов и специальностей академии. С этими учебниками и пособиями работает большинство сельскохозяйственных вузов России и многих стран СНГ. Среди них можно назвать «Учебник немецкого языка для сельскохозяйственных вузов» (авторы Г.Я. Аксенова, Е.Е. Михелевич, Ф.В. Корольков), учебное пособие по экономике на немецком языке «Народное хозяйство» (авторы Ф.В. Корольков, Г.Я. Аксенова), «Учебник английского языка для студентов-экономистов» (авторы Е.В. Глушенкова, Е.Н. Комарова), «Учебник французского языка для студентов с.-х. и лесотехнических вузов» (авторы И.Э. Фосс, И.Т. Собаршов).
Более двух десятков лет (1959-1981) кафедрой руководила Елена Ефимовна Михелевич. Обладая талантом руководителя, будучи незаурядной творческой личностью, прекрасно владея иностранными языками, современными методиками преподавания, необыкновенной трудоспособностью, требовательностью к себе и другим, она сумела объединить вокруг себя коллектив кафедры. Ее широкий кругозор, энциклопедические знания, живой творческий ум и энергия привлекали и воспитывали молодых преподавателей кафедры, студентов и аспирантов.

Ее статьи по проблемам методики преподавания иностранных языков в вузах неязыкового профиля внесли большой вклад в методическую науку.
Доцент Корольков Федор Васильевич руководил кафедрой с 1981 по 1996 гг. Такие его качества, как высокая эрудиция, особый интерес к методическим новациям и экономическим проблемам и их углубленное изучение, позволили ему стать квалифицированным автором ряда научных и методических статей, высококлассным переводчиком. Он приложил много усилий к изданию на русском языке для российских студентов монографии немецкого автора Эгона Велькена «Введение в теорию сельскохозяйственного рынка», являясь основным ее переводчиком и редактируя перевод своих коллег. Прекрасно владея разговорным немецким языком, Ф.В. Королько успешно работал переводчиком в составе делегаций специалистов сельского хозяйства, выезжавших в зарубежные командирвки. Он внес большой вклад в реализацию Проекта Темпус-Тасис ЕС, активно участвуя в подготовке к его осуществлению. Федор Васильевич рано ушел из жизни, но его идеи. замыслы и методическое наследие находят свое продолжение в современной работе кафедры.
С 1996 г. кафедрой руководит заслуженный работник высшей школы, доцент Галина Яковлевна Аксенова – высококвалифицированный преподаватель, постоянно совершенствующий методику преподавания, расширяющий свой профессиональный кругозор. Под ее активным руководством кафедра вышла на новый современный уровень и располагает в настоящее время за счет участия в проектах Темпус-Тасис ЕС медиотекой, укомплектованной новейшим оборудованием, учебниками, аудио- и видеоматериалами.
Г.Я. Аксенова внесла значительный вклад в международное сотрудничество академии, выполняя на высоком профессиональном уровне обязанности переводчика на различных конференциях академии, а также за рубежом. Она провела активную работу по получению разрешения Минобразования открыть в РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева подготовку специалистов с дополнительной квалификацией «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Среди аграрных вузов России кафедра иностранных языков РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева пользуется авторитетом и ежегодно принимает преподавателей иностранного языка из других с.-х. вузов России и стран СНГ для повышения квалификации. За последние пять лет на кафедре прошли стажировку преподаватели из Московской ветеринарной академии, Омского государственного аграрного университета, Московского государственного строительного университета, Казанской аграрной академии. На кафедре проводились семинары по ознакомлению с опытом работы кафедры в рамках проекта «Темпус» с преподавателями Армянского, Таджикского, Саратовского аграрных университетов, Калужского филиала МСХА, Пензенского сельскохозяйственного института.
Большую методическую работу ведут кандидаты наук доценты Е.В. Глушенкова и Е.Н. Комарова. Созданный ими учебник английского языка для студентов экономических специальностей пользуется большим спросом.
За последние годы в коллектив влились молодые преподаватели, которые вносят новые свежие идеи в работу кафедры. Среди них ст. преподаватели кандидаты биологич. наук Н.Б. Колесова, Т.Н. Фомина, Т.М. Салия, А.В. Александров, М.Ю. Чередниченко. Они помогают целеустремленным студентам освоить навыки владения иностранными языками, что, несомненно, даст возможность будущим специалистам повысить свой социальный статус.

Основным направлением научно-методических работ кафедры в последние пять лет является совершенствование интенсивных методик в обучении иноязычному общению, что активно внедряется в учебный процесс. Статьи по этой тематике преподаватели кафедры публикуют в «Докладах ТСХА».
Преподаватели кафедры активно готовят студентов к участию в научных студенческих конференциях как внутриуниверситетских, так и международных. В частности, на конференции 2006 г. студенты, успешно выступившие с научными докладами на английском и немецком языках, стали призерами.
Кафедра русского русского языка была создана в 1955 г. Открытие самостоятельной кафедры было связано с началом массового обучения в академии иностранных граждан. Известно, что с первых лет образования Петровской земледельческой и лесной академии среди её слушателей были иностранцы, в основном из славянских стран, в последние же годы число желающих получить образование в МСХА значительно возросло. Так в 60-70-е гг. на различных факультетах обучались одновременно сотни студентов и аспирантов из многих стран Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Всего за 50 лет на кафедре русского языка прошли языковую подготовку более 2 тысяч иностранных граждан.

Первым заведующим кафедрой русского языка был Тимофей Емельянович Мытаров, доцент, кандидат исторических наук, участник Великой Отечественной войны, до академии преподававший в Военном Институте иностранных языков. Он руководил кафедрой с 1955 по 1964 гг. В составе первой кафедры русского языка было восемь преподавателей. и относилась она к агропедагогическому факультету.
С 1966 по 1986 гг. кафедру возглавлял доцент Александр Иванович Кузнецов, кандидат с.-х. наук (он защитил диссертацию по истории Тимирязевской академии), также участвовавший в Великой Отечественной войне, и награжденный орденом Красной Звезды и многими медалями. С 1986 по 1999 гг. кафедрой заведовала доцент Зоя Николаевна Александрова, выпускница Московского государственного университета, с 1999 г. во главе кафедры Галина Прохоровна Туюкина, профессор, кандидат педагогич. наук, почетный работник высшего профессионального образования.

Становление и развитие кафедры русского языка проходило на фоне формирования отечественной методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) – до этого времени массовой практики обучения иностранцев в СССР не было.
В 1962 г. состоялась первая научно-методическая конференция преподавателей кафедры, по материалам которой был издан сборник статей с обобщением опыта учебной и воспитательной работы с иностранцами.
В поле зрения специалистов кафедры неизменно находился и страноведческий аспект методики преподавания РКИ. Приобщению иностранных учащихся к традициям русской культуры способствовало в первую очередь освоение произведений русской классической и современной литературы. С этой целью уже в первые годы были изданы книги для чтения, хрестоматии по литературе.
В практической и методической работе кафедра неизменно следовала принципу учета специальности при обучении иностранцев русскому языку. На основе обобщения богатого многолетнего опыта преподавателями были созданы подборки текстов, книги для чтения, а затем в 70-е гг. – ряд оригинальных учебных пособий по растениеводству, плодоводству, защите растений. Ст. преподаватель А.И. Ващенко – автор этих пособий, переизданных в 80-е гг. и широко использовавшихся в других с.-х. вузах.
Признанием значимости опыта русистов-тимирязевцев в обучении иностранных специалистов сельскохозяйственного профиля было включение кафедры в базу практики для повышения квалификации преподавателей-стажеров из родственных вузов.
70-80-е гг., до начала перестройки, были исключительно плодотворными в жизни кафедры. В это время обучалось наибольшее число иностранных студентов, аспирантов и стажеров. Проводилась разнообразная внеаудиторная воспитательная работа: посещение музеев, знаменитых историко-культурных памятников, поездки в другие города. Большой популярностью пользовалась деятельность студенческого Клуба интернациональной дружбы Тимирязевской академии.

На кафедре работали опытные специалисты, десятилетия отдавшие преподаванию русского языка как иностранного: В.Г. Антонова, С.Я. Атрощенко, Г.К. Воробьева, Г.Т. Колоскова, Н.Б. Комарова, Л.А. Яковлева. Их богатейший практический опыт воплощался в создании учебно-методических пособий по грамматике, чтению, научной и официально-деловой речи.
Серьезные трудности в работе кафедры возникли в 90-е гг., когда значительно сузился контингент иностранных учащихся, сократился штат преподавателей, усложнился выпуск новых учебно-методических материалов, что наблюдалось практически во всех вузах страны.
К 2000 г., на новом этапе развития кафедры, эти трудности во многом были преодолены. Спектр деятельности кафедры значительно расширился в связи с включением в образовательные стандарты высшей школы новой учебной дисциплины – «Русский язык и культура речи» для российских студентов. В настоящее время курс русского языка входит в учебные планы подготовки на всех факультетах университета на дневном, вечернем и заочном отделениях.

Концепция курса формировалась совместными усилиями сотрудников кафедры и нашла отражение в рабочих программах, публикациях разработчиков: Г.П. Туюкиной, Н.Е. Киселевой, Н.М. Девятовой, Е.Н. Андреевой. В 2003-2004 гг. вышли первые учебно-методические пособия по курсу, затем тестовые материалы. Коллектив кафедры работает над созданием учебника.
Кроме основной учебной работы, проводится обучение, консультирование и экзамен-тестирование на получение сертификата международного образца, подтверждающего уровень владения русским языком как иностранным. Кафедра включена в государственную систему лингводидактического тестирования иностранных граждан – TORFL.
В сферу деятельности кафедры входит также довузовская подготовка по русскому языку слушателей подготовительных курсов и проведение входного экзаменационного контроля.
Кафедра проводит большую внеаудиторную образовательную и воспитательную работу как с иностранными, так и российскими межвузовских, всероссийских конкурсах и олимпиадах на знание русского языка и владение культурой речи.
Коллектив кафедры (14 человек) объединяет опытных специалистов и молодых преподавателей, заинтересованно, творчески относящихся к делу. В их числе доктор филологич. наук доцент В.Э. Морозов, кандидаты филологич. наук А.А. Зайцев, М.Г. Даниелян, М.Г. Белоусов.
С 2003 г. кафедра представляет РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева в Российском обществе преподавателей русского языка и литературы, активно сотрудничает с родственными кафедрами аграрных и медицинских вузов.

Логика развития каждого из направлений деятельности – обучение иностранных и российских студентов, аспирантов, учащихся подготовительного отделения – привела к тому, что на основе этих направлений стало возможным формирование с 2006 г. двух самостоятельных кафедр: русского языка как иностранного (зав. кафедрой – доцент И.П. Готовцева) и русского языка и культуры речи.
В рыночных условиях больше значение имеют правовые знания. Кафедра права обеспечивает проведение занятий на всех факультетах академии по учебным дисциплинам: «Правове­дение» («Основы права»), «Земельное право», «Аграрное право», «Экологическое право», «Предпринимательское право». Введены специализации: «Правовые основы сертификации сельскохозяйственных объектов и про­дукции», «Правовые основы карантина растений», «Правовые основы трудового права», «Правовые основы экологической экспертизы».

Правовые знания студенты академии получают с 1886 г., когда было начато преподавание сельскохозяйственного законодательства. В 1920 г. была образована кафедра теории права и государ­ства, на которой работал П.Я. Стучка – видный государствен­ный деятель РСФСР. Кафедрой в разное время руководили А.Г. Первушин, подготовивший первый учебник для студентов «Основы советского права», в мае 1996 г. кафедру права возглавил Е.П. Шикин. Преемственность в стратегии кафедры осуществляет доцент Г.А. Бондарева, назначенная в 2002 г. заведующей кафедрой.
Основная тема научных исследований кафедры – правовое регулирование деятельно­сти сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреж­дений России. Члены кафедры принимают участие в разра­ботке проектов законов, в подготовке в качестве ведущей на­учной организации отзывов и рецензий на кандидатские и докторские диссертации.
На кафедре истории, ведущей свое начало с 1922 г., для студентов всех факультетов читаются три основные дисциплины: отечественная история, культурология и политология. В последние годы резко расширился перечень курсов по выбору, предлагаемых студентам. Введены спецкурсы: "История мировых цивилизаций", "Личность в истории европейской цивилизации", "История западноевропейской живописи", "Начало процесса глобалистики в конце XIX – начале XX вв.", "СССР в годы Великой Отечественной войны". Учитывая специфику сельскохозяйственного образования, студентам IV курса агрономического факультета читаются курсы по выбору: "Истоки русской крестьянской культуры", "Аграрные проблемы русской истории", "Культура и быт русской деревни". Заведовала кафедрой кандидат историч. наук, доцент Н.Л. Зайцева, сейчас доктор историч. наук, профессор С.И. Маловичко.
Научные исследования связаны с аграрной тематикой: «Подготовка научных и педагогических кадров в Петровской земледельческой и лесной академии в пореформенный период (1865 г. – начало XX в.)», «Аграрная реформа П.А. Столыпина в Калужской губернии», «Проблемы ликвидации неграмотности в деревне и роль Наркомпроса в 1920-30-е гг.».

Главным направлением в деятельности кафедры философии и социологии является совершенствование учебно-воспитательного процесса в целях более эффективной подготовки специалистов сельского хозяйства с широким гуманитарным кругозором. Студенты изучают базовые дисциплины: философию, социологию, культурологию; различные курсы по выбору или спецкурсы: «Философия, аграрные науки и сельскохозяйственная практика», «Современные цивилизации и их взаимодействие», «Русская религиозная философия Х1Х-ХХ вв.», «Этика и психология общения», «Основы философских учений Древнего Востока», «Проблема человека в философии» и др. На кафедре имеется учебно-методический кабинет. В разные годы кафедрой руководили видные ученые, профессора В.П. Агафонов, Г.С. Васецкий, Е.С. Жариков, М.Т. Иовчук, Г.П. Кармышев, Г.В. Незнанов, заслуженный деятель науки РСФСР И.Н. Слободянюк, профессор Казакова Н.Д. и др. В настоящее время – кандидат философ. наук, доцент К.И. Ромашкин.

Код для вставки на веб-страницы:
Код для вставки на форум: